ГОМОФОННЫМ


ГОМОФОННЫМ
(греч.) называют обыкновенно такой склад музыкального письма, когда одному из голосов отводится первенствующее место (мелодия), тогда как остальные низводятся до роли простого сопровождения; г-у складу противополагается и о лифонный (См. Голоса сопровождающие). Подобное употребление слова г. в сущности противоречит его этимологическому значению; слово это по смыслу тождественно с унисоном и означает "одинаково звучащий", а следовательно применимо только к музыке античной и начала средних веков, которая действительно не выходила из пределов одноголосия или октавного удвоения. Таким образом то, что теперь называют г. стилем, правильнее было бы назвать стилем сольным, аккомпанирующим, сопровождающим. Гельмгольц в своем сочинении "Lehre von den Tonempfindungen" превосходно определяет периоды гомофонной, полифонной и гармонической музыки.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ГОМОФОННЫМ" в других словарях:

  • МОНОДИЯ — (от моно... и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Монодия — (греч. monōdía песня одного певца, от monos один и ōdós певец)         (муз.), в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в …   Большая советская энциклопедия

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • Жига —         1)жиг (франц. gigue), зап. европ, cp. век. струнный смычковый муз. инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока. Ж. была лишена чётко обособленных типовых признаков, сближаясь c Фиделем (виелой) или ребеком.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лаври М. —         (Lavry) Марк (22 XII 1903 (2 I 1904), Рига 20 III 1967, Хайфа) израильский композитор и дирижёр. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории. Дирижирование изучал под рук. Г. Шерхена. В 1927 32 дирижёр в Саарбрюккене и Берлине. В …   Музыкальная энциклопедия

  • Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …   Музыкальная энциклопедия

  • Монодия —         (греч. monodia, букв. песня одного, сольная песня).         1) В Др. Греции пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. инструментов. Термин М. применялся гл. обр. к исполнявшимся певцами… …   Музыкальная энциклопедия

  • Псалмы —         (от греч. palmos хвалебная песнь, первонач. бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до… …   Музыкальная энциклопедия

  • Свободный стиль —         свободное письмо (нем. freier Satz, harmonischer Kontrapunkt).         1) Понятие, объединяющее в историческое целое полифония, музыку (см. Полифония) разл. творч. направлений, пришедшую на смену строгому стилю полифонии эпохи Высокого… …   Музыкальная энциклопедия

  • Словенская музыка —         Географич. положение Словении и особенности её историко культурного развития определили характер С. м., в т.ч. её муз. фольклора. В нём ясно выступают областные различия, особые ветви составляет фольклор приморско истарский, специфический …   Музыкальная энциклопедия